29 вер. 2011 р.

Песнь о Болонском процессе в Украине

Пролог:
"Как ныне сбирался писатель сих строк
Болонский процесс освещати..."

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Помнится мне, что обещал Вам немножко рассказать о Болонском процессе.

Начал разбираться в этом вопросе, и понял, что о нем не писал уже только ленивый (я, например :)))
Статьи, интервью, книги о Болонском процессе и участии в нем Украины…
Даже, по-моему, диссертации есть.

И стало мне интересно – смогу ли, буквально «в двух понятных словах», рассказать о Болонском процессе и современном положении Украины в этом вопросе.

Итак, «в моей реальности», весь Болонский процесс, условно, можно свести к созданию возможности для студентов поступить в один вуз, потом поехать в другую страну (из числа стран-участниц) и продолжить обучение в другом вузе и, в конце концов, закончить третий вуз в третьей стране.
А на работу потом устраиваться в четвертой стране, например ;)

А достигается это, в видении стран-организаторов, путем унификации следующих вещей:
1. Образовательно-квалификационных уровней (ОКУ) (речь идет о трехуровневой системе образования: бакалавр, магистр, доктор философии)

2. Системы оценивания (европейская кредитно-трансферная система (ECTS)) и сроков обучения (на сегодня, сроки обучения на бакалаврате варьируются от 180 до 240 кредитов ECTS (3-4 года), на магистратуре, соответственно, от 120 до 60 кредитов (2-1 год)).

3. Учебных программ (грубо говоря, чтоб обучение по экономике можно было начать в Украине, продолжить, например, в Австрии, потом вернуться в Украину и перезачесть изученные в Австрии предметы). Или, если не грубо, повышения академической мобильности. Для реализации этого пункта предлагалось расширить количество дисциплин на выбор студентов и оставить минимальное количество обязательных предметов.

Что на сегодняшний день имеет Украина?
1. По образовательно-квалификационным уровням: так как нового Закона «О высшем образовании» нет, по действующему Закону, система высшего образования в Украине состоит из следующих ОКУ:
- младший специалист;
- бакалавр;
- специалист;
- магистр;
- кандидат наук;
- доктор наук.
То есть – пока законодательно не исправят – не будут европейские работодатели понимать, что такое уровень «специалист»

2. По системе оценивания: к нашей «стандартной системе» ECTS привязали. По-моему – получилось. И даже вкладыши к диплому в понятном для ихнего работодателя (или для продолжения обучения за границей) разработали.
И даже выдают (иногда)

3. Учебные программы: тут впечатление двоякое.
С одной стороны – в Украине есть совместные с иностранными вузами программы. Реализуются они, правда, через левое плечо. Но, таковы уже реалии украинского законодательства.
Есть, также, программы студенческого обмена. Это когда студенты украинского, например, вуза могут поехать в вуз-партнер за границу, поучиться там какое-то время и вернуться назад.
Даже программы разные есть (тот же Erasmus Mundus (в котором Украина на птичьих правах и без полного членства), например (о нем – очень скоро в интервью с президентом Украинской ассоциации студенческого самоуправления Елизаветой Щепетильниковой).

Только в программах обмена загвоздка есть (две):

1. Если студент поучился по обмену семестр в иностранном вузе, изучил там какие-то предметы, заработал по ним какие-то ECTS кредиты и возвращается в Украину, то, во-первых, ему эти кредиты вряд ли смогут зачесть в его украинский государственный диплом, а во-вторых – ему придется досдавать академзадолженность, которая возникла потому, что он полгода на пары не ходил. И не сможет простой украинский студент в следующем семестре прийти и послушать эту дисциплину (обязательную, даже если она и не нужна ему). И придется ему бегать за преподавателем и досдавать в индивидуальном порядке, предварительно самостоятельно ее изучив (в лучшем случае). Или же – договариваться с преподавателем о «лояльной сдаче» этой дисциплины.

2. Выпускник иностранного вуза со своим иностранным дипломом приезжает в Украину устраиваться на работу и попадает в полное непонимание со стороны большинства украинских работодателей.

Вот такие вот дела.

Нет, можно конечно в новом Законе «О высшем образовании» предусмотреть трехуровневую систему ОКР (бакалавр, магистр, доктор философии),
можно дать вузам автономию в части выбора дисциплин, которые читаются в рамках того или иного направления подготовки (оставив только обязательный минимальный перечень),
и еще много чего можно…

Только что-то не сильно верится, что кому-то, кому это должно быть интересно по роду деятельности и законным обязанностям (а также – в силу любви к Украине и ее жителям) захочется этим заниматься.
Ведь можно написать еще много книг, дать массу интервью, защитить парочку диссертаций: сначала о том, как Украина выполняла требования Болонской декларации, а потом – почему же она их не выполнила и почему теперь нас нигде, кроме восточных соседей, не понимают ;)

Эпилог:
"Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они"
(А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге")

P.S. (не в тему :)))
Читатели старшего поколения наверняка помнят замечательный анекдот:

Воспитательница в детском саду спрашивает: «Дети, в какой стране самые красивые игрушки?» Дети (хором): «В Советском Союзе!»
Воспитательница «А в какой стране самые нарядные детские одежды?» Дети (хором): «В Советском Союзе!»
Воспитательница: «А в какой стране самое счастливое детство?» Дети (хором): «В Советском Союзе!»
Вдруг Вовочка заревел.
Воспитательница: «Вовочка, почему ты плачешь?»
Вовочка (сквозь слезы): «Хочу жить в Советском Союзе!»